ИНФОРМАЦИЯ по сакральным местам Экибастузского региона

Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности - основная цель работы программы «Рухани жаңғыру». Одно из направлений - создание карты сакральных мест.

В список сакральных мест республиканского значения от нашего региона вошли 2 объекта, ставших общенациональными символами и представляющих обширное историко-культурное наследие края:

1) Городище Аккол-Жайылма;

2) Мавзолей Исабек ишан хазрета.

В реестр сакральных объектов Павлодарской области от Экибастуза включены 3 памятника:

1) Олентинские писаницы

2) петроглифы Акбидайык

3) некрополь Аулиеколь.

В рамках спецпроекта «Сакральная география Казахстана» в регионе ведется системная работа по реконструкции и реставрации памятников и сакральных объектов, обеспечивается необходимая инфраструктура, создаются туристические маршруты. За счет средств бюджета установлены тетрайдеры на объектах Аулиеколь, Олентинские писанницы и петроглифы «Ақбидайық» на сумму 336,0 тысяч тенге. Установлено ограждение на Олентинских писанницах и петроглифах «Ақбидайық». Всего сумма расходов на ограждения составила 4149,9 тысяч тенге, в том числе за счет бюджетных средств 2209,9 тысяч тенге и спонсорская помощь от четырех Щебеночных карьеров 1940,0 тысяч тенге.

Традиционно проводятся экскурсии работников и учащихся общеобразовательных школ, сотрудников предприятий культуры по сакральным местам.

1. Наименование: местность Акколь Жайылма

Фото:

Место расположения: Охватывает территории Экибастузской сельской зоны (село Тай,  Каражар, Коксиыр, Акколь, Шидерты, Тортуй) и Актогайского района (аул Шуга) Павлодарской области. Площадь субрегиона Акколь Жайылма приблизительно составляет 9,5 тыс.кв.м. земли

Изучение: Әулиелі Ақкөл (Священный Акколь) является одним из интереснейших в историческом плане уголков Казахстана. Сведения об этом регионе встречаются в средневековых письменных и устных источниках. Опираясь на них можно с уверенностью констатировать, что Акколь-Жайылма занимает такое же выдающееся место в истории Казахстана как известные оазисы в Центрально-Казахстанском мелкоспочнике – Баянаул, Улытау, Каркаралы.

Краткая характеристика: Как историко-географический субрегион Акколь-Жайылма включает в себя среднее и нижние течения рек Оленты и Шидерты и расположенную здесь систему озер.  Концентрация большого числа населения в регионе делали эти места одним из крупных культурно-политических центров Казахстана. Именно на этих жайляу проводились все значимые мероприятия – асы, той и др. Не случайно здесь наблюдается большое количество культовых мест – это и места связанные с именем святого Туйте,  Исабек ишана, Жемис ата, Аулиетал и др. Если некоторые из этих людей выделились в свое время своей религиозно-просветительской деятельностью, святостью и мудростью, то другие отличились в деле защиты народа от внешней экспансии.

Легенды и предания:

По преданиям сохранившимся среди казахского народа исторические топонимы данного региона связаны с именем степного философа-мудреца Асанкайгы и с событиями одного из самых древних казахских эпосов «Козы Көрпеш - Баян сулу». Согласно легенде, путешествовавший в поисках «земли обетованной» Асанкайгы увидев реку Шидерты произнес: «Земля здесь особенная, драгоценная. Исхудавшая за шесть месяцев лошадь, за один месяц приобретет былую силу. Пастбища такие, что лошади будут пастись здесь как будто на их ноги одели путы (шідер)». Когда мудрец увидел реку Оленты, он, напевая песню (өлен) проследовал дальше, а затем произнес «В Оленты вода как мед – в Шидерты трава как мед» [12, С.62]. По данным же казахского историка Машхур Жусуп Копеева топонимы этого и других регионов Сарыарки связаны с именем Баянсулу. само название региона «Акколь-Жайильма» будто бы происходит от того, что во время перекочевки аула Карабая лопнул бурдюк (саба) с кумысом и напиток разлившись образовал белое озеро.

По другой версии название Акколь-Жайылма происходит от географических особенностей данного региона. Вообще, здесь нет озера с названием Акколь. Вода из реки Оленты вливается в озеро Ауликоль и далее через проток Дуана наполняет один за другим восемь озер (Бәсентеиін, Қылдыкөл, Сасықкөл, Өмірзақ, Бозайғыр, Ашыкөл, Көктөбе, Тоққылы). Во время весеннего полноводья вода выходила из берегов этих малых озер, разливалось (жайылады) и образовывало одно огромное белое озеро (Акколь). Поэтому и назвали эту землю Акколь-Жайылма.

2. Наименование: мавзолейный комплекс Исабек Ишан Хазірет (широта: 52°20′17″ долгота: 74°53′51″)

Фото:


Место расположения: расположен в урочище Кылдыколь в 18 километрах от с. Акколь Аккольского сельского округа Экибастузской сельской зоны.

Изучение: В начале ХIХ века Исабек Ишан открыл в Акколь-Жайылме медресе, построил мечеть. Под его влиянием десятки верующих Баянаульского аймака впервые совершили хадж в Мекку. Исабека Ишана уважала вся Сарыарка. Со всех концов степи спешили люди, чтобы повидаться с ним, поклониться хазрету, в народе ходили легенды о чудесных способностях аулие.

Краткая характеристика: в исторический комплекс входят два мавзолея, мечеть и дом для паломников. В трехкупольном мазаре покоятся сам Исабек Ишан, его единственный сын Нурмухамед и младший брат Мухаммед Нияз. Однокупольный мазар был возведен на месте захоронения потомка Исабека Ишана - святого Жандарбека кожа. Оба мавзолея высотой в девять и семь метров - из белого камня  были возведены в 2011 г. Ворота в виде арки выполнены в бухарском стиле. В этом древнем городе в середине XVIII века учился Исабек Ишан. На резных воротах изображено родовое тавро. На территории имеется освященный колодец с водой Замзам-су, привезенный из центра мусульманского мира. Колодец стоит на том месте, где когда-то был целебный источник.

Легенды и предания: Исабек  ишан  -  религиозный деятель, священнослужитель ХІХ века из сословия «қожа». Родословная: Аққу ишан – Бағдат ишан, Назар ишан – Мурат ишан, Исабек ишан. Исабек ишан происходит из рода Саид кожа, населявшего Южный Казахстан. Первым из его предсков в Сары Арку в конце ХҮІІІ в.переселился Мурат ишан в возрасте 20-21 года. Родился Исабек Ишан ориенировочно в 1764 г., проживал в местности Акколь Жайылма. С 7-летнего возраста до 19-ти лет обучался в медресе. В 14 лет получил приставку «ишан». Впоследствии народ причислил его к святым – «Әулие».

 

Памятники наскального искусства «Олентинские писаницы»

(широта: 52°03′28″ 55 долгота: 74°20′01″43)

Одним из ярких памятников Акколь-Жайылма являются  памятники наскального искусства «Олентинские писаницы» расположенные в 15 км  к востоку от села Тай на склоне правого крутого берега реки Оленты.  На скале изображены десятки рисунков людей и животных, как: бык, олень, косуля,кабан и др. Все рисунки выполнены техникой прочерчиивания рельефных линий глубиною 0,5-0,7 см. Хронологически их можно разделить на три основынх этапа: эпоха неолита, бронзы и раннего железного века.

 

Наскальные рисунки «Акбидаиык»

(широта 51.806247 долгота:75.696875)

Расположены в 3 км к югу от станции Майкайын Экибастузского района Павлодарской области, в урочище Акбидаиык. Рисунки выполнены на выветренной ровной поверхности палеогеновых песчаников, покрытых коркой красного цвета.

Самыми древними изображениями являются фигурки «пляшущих» человечков с широко расставленными руками и ногами. Рисунки относятся к эпохе неолита. Основным персонажем здесь является изображение лошади в сопровождении оленей и других животных.

Памятник является древним святилищем, характеризующим духовную культуру и изобразительное искусство древних охотников и скотоводов Северо-восточной Сарыарки в каменном веке, эпохе бронзы и в раннем железном веке.

 

Аулиеколь (с.Каражар)

Одним из уникальнейших археологических памятников является городище Аулиеколь, которое находится в   50 км. к северо-западу от г. Экибастуза, в месте впадения реки Оленты в озеро Аулиеколь.

Памятники относящиеся к тюркскому, кимако-кыпчакскому периоду определяют, что в средневековье местность Аккол-Жайылма была густо населена.   Археологические и письменные факты определяют что в позднее средневековье во время правления Казахского ханства и Алтын Орды Акколь-Жайылма была политическим, культурно-хозяйстенным центром. Об этих памятниках говорится в трудах русских путешественников ХІХ века.

ХІХ -  ХХ вв. священная местность Акколь стала инвестна как Акколь-Жайылма. Он является хозяйственно-экономическом узлом и особым местом между озерами Оленти и Шидерты.

 

Әулие тал  - Святое дерево

(широта: 52°11′49″ долгота: 74°47′06″)

Одним из сакральных мест почитания местности Акколь-Жайылма является Аулие тал. В этом месте издревле казахские батыры могли  присесть и отдохнуть. По преданию  нельзя ломать и рубить ветки растущие на этом дереве - «если срубишь то оттуда потечет кровь».

 

 

 

 

 

 

 

Камень святого Туйте

(широта: 52°09′46″ долгота: 74°47′05″)

«Много веков назад, когда казахи только приобщались

к мусульманству, жил некий

подвижник по имени Туйте. Говорят,

что утренний намаз он совершал в Баянауле, а к вечернему

поспевал к Аулиеколю. Молитвы его сопровождались

массовым исцелениями больных и другими чудесными

явлениями. Происходило это в местечке Аулиетас, где и стоят священные камни. Народ почитал Туйте за святого.

 

 

 

 

 

 

 

Могила святого Жемиса  (широта: 52°14′20″ долгота: 74°48′19″)

Жизнь талантливых личностей Аккол-Жайылма еще нуждается в изучении. Не смотря на это, легенды о них, и их слова назидания передаваясь из поколения в поколения остаются в устах народа на века.

Имя религиозного деятеля Исабек ишан известно не только в одной местности но и во всей казахской земле. Также, имя Жеміс ата известна многим. По словам старейших, Жеміс ата спустил с небес ангела, был высокорелигиозно образованным человеком, и обладал даром целителя. Доказательство о его әулие говорит легенда: Жеміс ата с группой молодых людей увидел как девушки собирали цветы. В это время один из парней сказал: «если ты святой как все говорят, сделай так, чтобы самая красивая из девушек встала передо мной». Жемис ата постоял немного,  и в миг одна из красивых девушек прибежала и встала перед Жемис ата. Молодые люди спросили у девушки почему она прибежала? В ответ девушка: «я собирала цветы и в один момент вокруг стало так темно и вдали этой тьмы я увидела яркий свет. Я шла и пришла к сюда». Потомки святого Жемис  проживают в Экибастузском регионе.